Наружный ушной хрящик, завернутый внутрь уха, образует внешний ободок ушной раковины. Подобное уш­ное образование носит название «завиток». Если внима­тельно присмотреться, то можно увидеть, что внутри этой раковины и достаточно близко к ушному отверстию на­ходится еще один хрящевой ободок, чаще всего имею­щий вид гребня. Это «противозавиток». В том случае когда противозавиток выпячивается наружу или припод­нят, он считается доминирующим. Если же его просто нет или он заметен слегка, доминирующим становится завиток.

Завиток выпяченный, толстый. Отличает этого че­ловека умение здраво и правильно рассуждать. Его пове­дение построено на разумности и внутренней закономер­ности в сочетании с происходящими событиями и явле­ниями. Это практичный и твердо стоящий на ногах человек, знающий, что ему нужно и как этого достичь. Да, иногда ему не хватает опыта, но он хорошо учится и хорошо умеет эмпирически воспринимать происходящее. Со временем он становится тем, кем и хочет стать.

Завиток тонкий, еле заметный. Тонкая натура — говорят о таком человеке. Это творческая личность, стре­мящаяся развиваться духовно и часто видящая себя во главе решения задач чуть ли не вселенского масштаба. Но «бодатой корове бог рог не дал», — так говорят об этом человеке.

Завиток доминирует. Логика и практичность — вот конек этого человека. А в основе логики и практичности лежат факты и цифры, составляющие основу аргумента­ции. Вот он и оперирует ими в свое удовольствие.

«Кто захочет изложить свои аргументы, — сказал один немецкий психолог, — должен располагать хотя бы од­ним стоящим аргументом, так же как тот, кто хочет за­печь поросенка, должен, по крайней мере, иметь этого поросенка». Действительно, было бы заблуждением счи­тать, что образованный риторик может обойтись без со­ответствующей подобранной аргументации. Правда, де­магогам и софистам это иногда удается, но только в тех случаях, когда слушающие не затрудняют себя крити­ческими оценками и анализом обманчивого жонглирова­ния словами.

Свои необработанные и неупорядоченные идеи (дово­ды) по определенной проблеме человек увязывает логи­чески, придает им форму и «оснащает» необходимой «про­бивной силой». Затем в подходящий момент свои аргу­менты преподносит собеседнику.

Подготовку к фазе аргументации человеком, у кото­рого завиток доминирует, можно сравнить с планирова­нием и занятием боевых позиций войсками, при этом соответствующим образом комбинируется деятельность всех видов войск (в нашем случае — аргументов) в целях проведения оптимальных боевых действий для выполне­ния поставленной задачи; непосредственно аргументации соответствует осуществление «военных» действий. При этом очевидно, что аргументация влияет на изменение позиции его собеседника.

Чаще всего наш человек использует следующие ос­новные виды «обработки» собеседника с помощью аргу­ментирования :

  • 100%-ная степень «обработки», когда позиция собе­седника меняется на диаметрально противоположную, т. е. его «нет» превращается в «да», или же, соответ­ственно, «да» — в «нет». Достижение такого резуль­тата, несомненно, требует больших усилий и силь­ных аргументов, чего трудно достичь в ходе лишь одной беседы, особенно по ключевым проблемам;
  • 50%-ная степень «обработки», когда с помощью аргу­ментации достигается частичное изменение позиции собеседника, т. е. ярко выраженная позиция «никог­да!» сводится к частичному компромиссному положе­нию «пока нет» или «возможно» или же компромисс­ная позиция «может быть» превращается в твердую позицию «да/нет».

Аргументирование — наиболее трудная фаза беседы, оно требует больших знаний, концентрации внимания, при­сутствия духа, напористости и корректности высказыва­ний, при этом мы во многом зависим от собеседника.

Формы ушного завитка и противозавитка

Формы ушного завитка и противозавитка: а — завиток доминирует; б — противозавиток доминирует; в — четкое разделение; г — нет четкой границы «завиток— противозавиток» между завитком и протитвозавитком.

Что же касается самой аргументации, то в любом слу­чае человек владеет информацией и четко определяет за-

дачи, которые хотел бы достигнуть. Затем пытается вой­ти в положение собеседника, ставя перед собой следую­щий перечень вопросов: «К чему стремится собеседник?» «Как далеко можно зайти?» «Каковы минимальные и максимальные его требования?» «Каким образом в слу­чае неблагоприятного развития событий можно отступить, “не сжигая за собой мостов”?» «Возможен ли в этом слу­чае какой-то компромисс?»

Противозавиток доминирует. У этого человека пре­обладает сосредоточенность на своем внутреннем мире и своих чувствах. И поэтому он очень часто осторожнича­ет, что проявляется во всех его делах и поступках. Ну не может он принять решение сразу, даже в том случае, когда вроде бы все ясно и понятно. Ему нужно внутрен­не почувствовать, что это решение правильное, что оно соответствует его внутреннему миру, даже если оно про­тиворечит логике вообще. И только тогда, после разду­мий, соотнесений и топтаний на месте будет окончатель­но вынесен вердикт в ту или иную сторону. В данном случае нет места логике, здесь вовсю царствует интуи­ция, а это штука настолько непредсказуемая, что связы­ваться с ней бывает опасно.

Завиток и противозавиток четко разделены между собой. Все, что четко разделено, является показателем ясности и прозрачности. Вот и у этого человека четко видна разделительная линия между профессиональной деятельностью и личной жизнью. Он никогда не путает эти два понятия. В результате — дома он не думает о работе, на работе всего себя отдает процессу, свободное время полностью посвящает семье. Это приводит к по­рядку в сознании и мышлении, умению взвешивать в спокойной обстановке все «за» и «против» для того, что­бы принять правильное решение.

Между завитком и противозавитком нет четкой границы. Этот человек не умеет реально оценивать свои возможности и способности. Ему постоянно кажется, что он достоин большего и может много сделать, хотя в реаль­ности ему недоступна и половина. На фоне этого неуме­ния хорошо проглядывается такая личностная черта, как излишняя самоуверенность. Именно она приводит к тому, что человек начинает потакать собственным чувствам и желаниям, не видя и не понимая реальностей жизни. Как результат — витание в облаках и неумение принимать уда­ры, которые с явным постоянством бьют по нему.