Наружный ушной хрящик, завернутый внутрь уха, образует внешний ободок ушной раковины. Подобное ушное образование носит название «завиток». Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что внутри этой раковины и достаточно близко к ушному отверстию находится еще один хрящевой ободок, чаще всего имеющий вид гребня. Это «противозавиток». В том случае когда противозавиток выпячивается наружу или приподнят, он считается доминирующим. Если же его просто нет или он заметен слегка, доминирующим становится завиток.
Завиток выпяченный, толстый. Отличает этого человека умение здраво и правильно рассуждать. Его поведение построено на разумности и внутренней закономерности в сочетании с происходящими событиями и явлениями. Это практичный и твердо стоящий на ногах человек, знающий, что ему нужно и как этого достичь. Да, иногда ему не хватает опыта, но он хорошо учится и хорошо умеет эмпирически воспринимать происходящее. Со временем он становится тем, кем и хочет стать.
Завиток тонкий, еле заметный. Тонкая натура — говорят о таком человеке. Это творческая личность, стремящаяся развиваться духовно и часто видящая себя во главе решения задач чуть ли не вселенского масштаба. Но «бодатой корове бог рог не дал», — так говорят об этом человеке.
Завиток доминирует. Логика и практичность — вот конек этого человека. А в основе логики и практичности лежат факты и цифры, составляющие основу аргументации. Вот он и оперирует ими в свое удовольствие.
«Кто захочет изложить свои аргументы, — сказал один немецкий психолог, — должен располагать хотя бы одним стоящим аргументом, так же как тот, кто хочет запечь поросенка, должен, по крайней мере, иметь этого поросенка». Действительно, было бы заблуждением считать, что образованный риторик может обойтись без соответствующей подобранной аргументации. Правда, демагогам и софистам это иногда удается, но только в тех случаях, когда слушающие не затрудняют себя критическими оценками и анализом обманчивого жонглирования словами.
Свои необработанные и неупорядоченные идеи (доводы) по определенной проблеме человек увязывает логически, придает им форму и «оснащает» необходимой «пробивной силой». Затем в подходящий момент свои аргументы преподносит собеседнику.
Подготовку к фазе аргументации человеком, у которого завиток доминирует, можно сравнить с планированием и занятием боевых позиций войсками, при этом соответствующим образом комбинируется деятельность всех видов войск (в нашем случае — аргументов) в целях проведения оптимальных боевых действий для выполнения поставленной задачи; непосредственно аргументации соответствует осуществление «военных» действий. При этом очевидно, что аргументация влияет на изменение позиции его собеседника.
Чаще всего наш человек использует следующие основные виды «обработки» собеседника с помощью аргументирования :
- 100%-ная степень «обработки», когда позиция собеседника меняется на диаметрально противоположную, т. е. его «нет» превращается в «да», или же, соответственно, «да» — в «нет». Достижение такого результата, несомненно, требует больших усилий и сильных аргументов, чего трудно достичь в ходе лишь одной беседы, особенно по ключевым проблемам;
- 50%-ная степень «обработки», когда с помощью аргументации достигается частичное изменение позиции собеседника, т. е. ярко выраженная позиция «никогда!» сводится к частичному компромиссному положению «пока нет» или «возможно» или же компромиссная позиция «может быть» превращается в твердую позицию «да/нет».
Аргументирование — наиболее трудная фаза беседы, оно требует больших знаний, концентрации внимания, присутствия духа, напористости и корректности высказываний, при этом мы во многом зависим от собеседника.
Формы ушного завитка и противозавитка: а — завиток доминирует; б — противозавиток доминирует; в — четкое разделение; г — нет четкой границы «завиток— противозавиток» между завитком и протитвозавитком.
Что же касается самой аргументации, то в любом случае человек владеет информацией и четко определяет за-
дачи, которые хотел бы достигнуть. Затем пытается войти в положение собеседника, ставя перед собой следующий перечень вопросов: «К чему стремится собеседник?» «Как далеко можно зайти?» «Каковы минимальные и максимальные его требования?» «Каким образом в случае неблагоприятного развития событий можно отступить, “не сжигая за собой мостов”?» «Возможен ли в этом случае какой-то компромисс?»
Противозавиток доминирует. У этого человека преобладает сосредоточенность на своем внутреннем мире и своих чувствах. И поэтому он очень часто осторожничает, что проявляется во всех его делах и поступках. Ну не может он принять решение сразу, даже в том случае, когда вроде бы все ясно и понятно. Ему нужно внутренне почувствовать, что это решение правильное, что оно соответствует его внутреннему миру, даже если оно противоречит логике вообще. И только тогда, после раздумий, соотнесений и топтаний на месте будет окончательно вынесен вердикт в ту или иную сторону. В данном случае нет места логике, здесь вовсю царствует интуиция, а это штука настолько непредсказуемая, что связываться с ней бывает опасно.
Завиток и противозавиток четко разделены между собой. Все, что четко разделено, является показателем ясности и прозрачности. Вот и у этого человека четко видна разделительная линия между профессиональной деятельностью и личной жизнью. Он никогда не путает эти два понятия. В результате — дома он не думает о работе, на работе всего себя отдает процессу, свободное время полностью посвящает семье. Это приводит к порядку в сознании и мышлении, умению взвешивать в спокойной обстановке все «за» и «против» для того, чтобы принять правильное решение.
Между завитком и противозавитком нет четкой границы. Этот человек не умеет реально оценивать свои возможности и способности. Ему постоянно кажется, что он достоин большего и может много сделать, хотя в реальности ему недоступна и половина. На фоне этого неумения хорошо проглядывается такая личностная черта, как излишняя самоуверенность. Именно она приводит к тому, что человек начинает потакать собственным чувствам и желаниям, не видя и не понимая реальностей жизни. Как результат — витание в облаках и неумение принимать удары, которые с явным постоянством бьют по нему.